ВСЁ во Всём

Тат: Я не знаю, о Триждывеличайший, из какого лона, из какого семени рождается Человек.

Гермес: О сын мой, лоно есть Мудрость в Молчании, а семя есть истинная Благость.

Тат: А кто её сеет, отче мой? – я в полном недоумении.

Гермес: Воля Божия, сын мой.

Тат: А как он рождается, отче мой? Лишённый видимого вещества, какое есть во мне, он должен быть иным.

Гермес: Рождённый – иной, он Сын Бога. Всё есть во Вселенной, составленной из всех Сил.

 Всё во Всём.

(Гермес Трисмегист к своему сыну Тату)

Великолепный отрывок, правда? Можно долго и пространно рассуждать о глубинном смысле этого диалога, но ведь сам Гермес говорит, что истинная Мудрость – в Молчании, то есть в таком состоянии сознания, когда ум замолкает, а Истина воспринимается непосредственно всем нашим существом. Поэтому мы с тобой не будем вдаваться в подробности, а лишь отметим три ключевых момента.

Во-первых, в этом отрывке совершенно ясно указаны три силы, образующие человека как Божье дитя, а именно: Мудрость, Благость и Воля Божия, или Истина, Благодать и Могущество. Как видишь, мы снова встречаем хорошо знакомое нам определение триединой основы мироздания. Об этой универсальной основе говорили великие посвящённые всех времён и народов, поскольку действие её пронизывает вселенную от края и до края. Пусть оттенки смысла в описании троичности иногда различаются, но суть остаётся неизменной – древнее знание доходит до нас из далёкого и таинственного прошлого в своей целостности.

Во-вторых, человек как Божье дитя не является чем-то материальным в общепринятом смысле слова. Он «лишён видимого вещества» и закономерно представляется «иным» человеку из плоти и крови. Наше телесное начало, сформированное природой, не существует без духовного начала, составляющего истинную суть человека. А духовное начало содержит в себе искру Божественного Духа, дарованную нам Творцом. Поэтому каждый человек есть Сын Бога (или даже Дочь). Здесь мы тоже видим полное соответствие древней эзотерической традиции её современному пониманию.

Ну и в-третьих, сакраментальное «Всё во Всём». Наверное, в сокровищнице человеческой мудрости не существует другого изречения, которое при столь краткой форме обладало бы поистине безграничным содержанием. Мы коснёмся только одного аспекта этой волшебной формулы, отвечая на вопрос Тата: «А как он рождается?» Для этого напишем чуть-чуть по-другому: ВСЁ во Всём. Обрати внимание, что первое слово написано целиком заглавными буквами, а последнее – с большой буквы, так как речь идёт о различных уровнях Реальности.

Первое ВСЁ – это Единое Бытие, вечное и бесконечное Всеобщее сознание.

Второе Всё – это Единичное Бытие, растущие и совершенствующиеся индивидуальные сознания.

Единое Бытие присутствует во всех формах внешне проявленной вселенной и является её внутренним содержанием.

Единичное Бытие представляет собой бесчисленные центры обособления Единого Бытия.

Всеобщее сознание определяет сущность мироздания в целом и каждой её части в отдельности.

Индивидуальные сознания – лишь бесчисленные попытки Всеобщего сознания постичь самоё себя.

Как же рождается Сын Бога? Единое Бытие принимает очередную единичную форму, а Всеобщее сознание «Я Есть ВСЁ» отражается в индивидуальном сознании «Я Есть». Затем индивидуальное сознание погружается в пространство-время и облекается в плоть, чтобы обрести опыт превращения «Я Есть» в «Я Есть ВСЁ». После того как превращение пройдено и внешнее разделение более не властно над внутренним единством, индивидуальность осознаёт себя Всеобщностью, и капля возвращается в Океан. Так завершается круговорот.

***

Представлений о мире бесчисленное множество, а Мир один. Какой бы концепцией ты ни пользовался, она призвана служить не более чем временным инструментом, необходимость в котором однажды отпадёт. Любая система взглядов на мир выстраивается умом, поэтому концептуальный подход изначально ограничен возможностями нашего ума. И лучшая концепция подобна палке для помешивания погребального костра – когда костёр догорает, сгорает и палка.

Сначала концепция организует и структурирует твой ум, устанавливая границы между познанным и непознанным и указывая тебе ключевое направление в поисках истины. Дрова подготавливаются, складываются в структуру и поджигаются. Затем, по мере постижения истины, ты избавляешься от иллюзорных взглядов на мир и всё меньше нуждаешься в проведении каких бы то ни было умственных границ. Дрова постепенно прогорают, а палка для их помешивания укорачивается. И наконец, наступает момент, когда ты постигаешь истину, выходя за пределы любых умственных ограничений и растворяясь в Невыразимом. Концепция отслужила своё и развеялась как дым, а помешивать догоревший костёр больше незачем и нечем.

Любая система знаний нужна для того, чтобы однажды от неё отказаться.

Но прежде чем отказываться от своей любимой концепции, нужно сначала извлечь из неё максимум пользы, а для этого она должна быть верной по существу, то есть соответствовать реальности. Что же принято считать реальным? С точки зрения современной науки, реальность представляет собой материю, которую мы воспринимаем органами чувств в бодрствующем состоянии сознания. Религия утверждает реальность духа и его приоритет над материей, что постигается в состоянии божественного откровения. А любое искусство основано на реальности эмоциональных переживаний, испытываемых в состоянии творческого вдохновения. Так какая же концепция верна – научная, религиозная или творческая? Что реально – материя, дух или наши переживания?

В Целостной Реальности нет ничего нереального, есть только разные уровни её восприятия.

Уровни восприятия реальности определяются состоянием нашего сознания. Но, независимо от того, бодрствуем мы или спим, охвачены творческим вдохновением или религиозным экстазом, сознание при этом не перестаёт существовать. И, существуя, то есть обладая собственной реальностью, сознание делает реальным любое наше переживание, любой наш опыт, материальный или духовный. Меняются только состояния сознания, переключая восприятие с одного уровня Целостной Реальности на другой. Но сознание в любом своём состоянии есть высшая форма реальности, которая не может только одного – не может не существовать. Реальность вечна, как вечно и сознание в качестве инструмента её постижения. И сознание, адекватно отражающее Целостную Реальность, само становится целостным, совмещая собственную реальность с реальностью материи и духа.

Как видишь, наука, религия и искусство имеют дело с одной и той же Целостной Реальностью. Разница лишь в том, что сосредоточены они на различных её аспектах, которые воспринимаются ограниченным сознанием как нечто отдельное и взаимоисключающее. Но если реально целое, то реальна и каждая из его частей. Вот реальна ли, например, голова на плечах? Наверное, да, иначе читать книжки было бы несподручно. Но ведь голова обязана своей реальностью физическому телу как целому, частью которого она является. Часть без целого не обладала бы самостоятельным существованием, как голова без тела, а целое не было бы таковым, если бы не включало в себя все части. И поскольку основное свойство Реальности – её Целостность, то реальны все части этого целого: и материя, и дух, и наше восприятие.

Любая концепция верна ровно настолько, насколько она отражает Целостность Реальности.

Если Целостность рассматривать как сочетание изменяющегося и неизменного, то изменяющаяся реальность подобна волнам на поверхности океана неизменной реальности. Сам океан существует постоянно, а его волны столь же постоянно появляются и исчезают. Но волна любой формы и высоты остаётся движением океана неизменной реальности, его непосредственным проявлением. Когда ты плывёшь по поверхности, все волны для тебя реальны, ведь они ощутимо подгоняют или захлёстывают твоё тело.  Лишь на глубоком дне царит покой, но чтобы ощутить его, надо туда погрузиться.

Примерно так же обстоит дело и с нашим умом. Когда он охвачен волнами мыслей, мы испытываем реальное беспокойство, а когда мы погружаемся в глубины своей истинной природы, ум затихает, открывая нам реальную суть безграничного океана жизни. Всё, что происходит с нами во сне, тоже реально, но воспринимается в особом состоянии сознания. Бодрствующий ум считает сон нереальным, а для ума в сновидении нереально бодрствование. Но в обоих случаях уму представляется нереальным Единое Бытие, потому что оно переживается не во сне и не в бодрствовании, а в состоянии просветления.

Для нашего сознания всегда реально то состояние, в котором оно в данный момент находится. Когда мы спим, реален сон, когда мы проснулись, реально бодрствование, а когда мы просветлены, реален Дух.

***

Просветление заключается в осознании своей истинной природы. Путь к просветлению неисповедим и для каждого индивидуален, потому что проходит его индивидуальное сознание. Но путь этот ведёт к общей цели, единой для всех, поэтому на нём можно выделить три основные вехи. Они соответствуют трём высшим состояниям сознания, последовательно достигаемым в процессе совершенствования. Неважно, следуешь ли ты какой-либо из традиций духовного развития или движешься собственным путём. Важно, что человек в принципе способен воспринимать Абсолют в трёх аспектах – личном, сверхличном и безличном. Восприятие каждого из этих аспектов сопровождается совершенно особым состоянием сознания.

          Личный аспект Абсолюта – индивидуальное сознание – состояние Я Есть

          Сверхличный аспект Абсолюта – тождество индивидуального и Всеобщего сознаний – состояние Я Есть Всё и Всё есть Я

          Безличный аспект Абсолюта – Всеобщее сознание – состояние Всё Есть Везде и Всегда

***

Состояние Я Есть.

В будничной круговерти мы поглощены сознанием собственной индивидуальности и воспринимаем себя как нечто отдельное от мира. В таком состоянии сознания наше эго действует наподобие призмы, в которой белый свет раскладывается на цветовые составляющие. И тогда ум, зачарованный нескончаемыми переливами цветовых оттенков, полностью отождествляется с игрой света, а эго целиком погружается в игру отделённости от Целого. С одной стороны, эта игра вполне естественна и даже прекрасна. Не будь её, мы не смогли бы любоваться великолепием вселенского многообразия и приобретать индивидуальный опыт познания мира. С другой стороны, многообразие вселенной должно уравновешиваться в нашем сознании её единством. А вот единство мироздания отождествлённый ум, управляемый зацикленным на себе эго, постичь совершенно не в состоянии.

Поэтому мы начинаем работу над собой с наблюдения за положением тела в пространстве и состоянием души, стараемся осознать себя в моменте «здесь и сейчас», учимся контролировать телесные и душевные проявления. Всё это необходимо для того, чтобы затем ответить на ключевые вопросы: «Кто именно контролирует себя, кто находится в моменте «здесь и сейчас», кто есть Я?» И вот когда ты начинаешь чувствовать, что в тебе вырастает ответ, состояние сознания качественно изменяется. Всё, что мы говорили на этих страницах о пробуждении Высшего Я, об осознании себя вечным и бессмертным существом, вдруг перестаёт быть просто словами. Ты ощущаешь в себе неведомую прежде реальность; даже не где-то в себе, а ты сам и есть эта реальность. Она не имеет совершенно никакого отношения к тому, чем ты привык себя считать, доверяя отождествлённому уму и самодовольному эго. Эта реальность находится за пределами любых рассуждений и любых мнений, поэтому ни ум, ни эго над ней не властны. Здесь есть только безраздельное бытие и осознание себя этим бытием, то, что называлось в прежние времена «Я Есмь».

Ты совершенно отчётливо понимаешь, что открывшаяся тебе реальность потому и реальна, что она не содержит в себе ничего, кроме чистого бытия. А поскольку ты сам и есть это бытие, то как же ты можешь исчезнуть, как можешь не существовать? Твоё индивидуальное бессмертие не является личным достижением, его нельзя получить в награду за безупречно пройденный путь. Его вообще никак невозможно получить или даровать, потому что каждое индивидуальное сознание изначально обладает им по праву первородства. Что бы ни происходило в проявленном мире, куда бы ни увела тебя линия жизни, ты всегда останешься тем, что ты есть на самом деле – безмолвной реальностью, сознающей собственное бытие.

Путей к просветлению множество, но большинство из них окольны и тернисты. А есть прямой путь и заключается он в поминутном осознании того, кто именно идёт по нему. Сначала где-то вдалеке маячит тусклый огонёк, потом он приближается и становится ярче, постепенно ты всё явственней ощущаешь в себе действие Высшего Я. И однажды ты вдруг понимаешь, что Высшее Я не находится в тебе или где-нибудь ещё, а это и есть ты сам. Не было никакого пути, и никто по нему не шёл, потому что Высшему Я незачем куда-то ходить. Оно просто есть и этого ему вполне достаточно. Но игра в путь, игра в жизнь необходима для того, чтобы это понять. Вот тогда всё вокруг и превращается для тебя в свет осознания, а люди, отождествлённые со своим эго, думают, что светишься ты.

Есть хорошая практика, которую можно назвать отрицательным осознанием. Как только ты начинаешь испытывать внутренний дискомфорт, сосредоточься на мантре «Я не это – это не я!» Просто отбрасывай одно за другим любые представления о себе, подсказываемые отождествлённым умом. Ты – вовсе не тело с его физическими особенностями. Ты – вовсе не личность с её стремлением к самолюбованию. Ты – даже не сущность с её кажущейся отделённостью от Целого. Ты – само Целое. Ты – безграничный Океан, который никогда не появлялся и никогда не исчезал.

Как только ты ловишь себя на том, что воспринимаешь нечто своей неприкосновенной собственностью, сосредоточься на мантре «Моё не это – это не моё!» У тебя есть имущество, но владеешь ли ты им или оно владеет тобой? Что из своей собственности ты заберёшь, когда тело твоё обратится в прах? Если ты не умеешь владеть собой, для чего тебе владеть кем-то другим? Всё, что ты видишь, принадлежит небу и земле, а не тому, кто мечется между ними.

Смотри внутрь себя и повторяй на выдохе «Я не это – это не я!», а затем смотри наружу и повторяй на вдохе «Моё не это – это не моё!»

Упорная практика отрицательного осознания отключает внутренний диалог. Ты перестаёшь отождествлять себя с чем-то отдельным, приближаясь к состоянию «Я Есть». И когда разум вдруг замолкает, ты понимаешь, что и эта мантра – лишь мысль, и она не есть истина, как и любая другая мысль. Чистота не в венике, а в подметённой им комнате; подобно этому, истина не в мантре, а в том осознании, к которому она приводит.

***

Состояние Я Есть Всё и Всё есть Я.

Истину невозможно постичь через её отражение чьим-то сознанием, как невозможно прикоснуться к солнцу, хватая рукой солнечный зайчик. Но если зеркало сознания лишено мути и ряби, свет истины, отражённой в нём, укажет дорогу к своему источнику.

Все боги и твари, все ангелы и демоны, все красавицы и чудовища – это мы сами, смотрящиеся в космическое зеркало. Когда ты приходишь к пониманию, что за всеми бесчисленными образами, прекрасными и ужасными, скрывается твоё собственное Я, принявшее очередной облик, и всё, что ты видишь, есть лишь отражения тебя самого, покрывало Изиды спадает. Пугавшие или восторгавшие тебя образы растворяются в индивидуальном сознании и поэтому больше не отражаются зеркалом космического сознания. Ты перестаёшь встречать проявления этих образов на жизненном пути, потому что им больше не к чему в тебе притянуться. Тебя покидают ставшие ненужными идолы и кумиры, оставляют в покое кровожадные монстры и кармические мучители. Когда ты осознаёшь, что сам всё время приговаривал себя к мучениям и сам же исполнял приговор, мучиться дальше становится просто глупо.

Всё, о чём ты только можешь помыслить, уже существует в многомерной реальности, поэтому любая версия древней истории Земли верна. Один слой реальности наполнен воинствующими рептилоидами и безжалостными арахнидами, другой – таскающими камни рабами и парящими над ними пирамидами, третий – великим небесным братством и его ангелами. Есть подземная и подводная цивилизации и молчание вселенной, есть бесконечная единая жизнь и безжизненное космическое пространство. Земля уже тысячу раз взорвалась и никогда не взорвётся, потому что все варианты реальности существуют, пронизывая один другой и пересекаясь в соединительных узлах решётки событий, но не сливаясь друг с другом.

Сознание и бытие – это одно и то же с разных сторон, всё есть сознание и всё есть бытие. Сознание не может только одного – не может не существовать, а бытие не может только одного – не может не сознавать. Космическое сознание содержит в себе все варианты бытия, все варианты развития и свития реальности. Мы, как индивидуальные сознания, лишь выбираем один из бесчисленных вариантов реальности, который проявится для нас, станет явным, перейдёт из Прави в Явь. А совокупность выборов, сделанных всеми индивидуальными сознаниями, мы воспринимаем как линию событий. Но эта линия бесконечно разветвляется в каждой своей точке, а наша истинная природа, Высшее Я, не следует ни по какой из линий. Оно лишь наблюдает бесконечно сменяющиеся узоры в зеркале космического сознания и наслаждается вечным бытием.

Когда ты это поймёшь, завертятся колёса невидимой мельницы, дающей тебе Силу. Внутренние жернова перемелют твоё эго, и ты постигнешь реальность как сверхличное сознание «Я Есть ВСЁ». Внешние жернова перемелют твой ум, и ты постигнешь реальность как единство бытия «ВСЁ Есть Я». И произойдёт обыкновенное чудо – капля вернётся в Океан, которым она всегда была, есть и будет.

***

Состояние Всё Есть Везде и Всегда.

Невозможно передать словами, что это такое, так как здесь не присутствует Я. Любые наши рассуждения возможны постольку, поскольку есть рассуждающий, любые переживания подразумевают того, кто переживает. Но когда Я как центр восприятия отсутствует в принципе, любые слова бессмысленны. Это самое высокое состояние, доступное индивидуальному сознанию, но, достигая его, индивидуальное сознание отождествляется с Всеобщим и перестаёт существовать как объект, за которым возможно наблюдение со стороны.

Самое высокое духовное достижение не означает полной потери индивидуальности. Даже просветлённый мастер, не выходящий из самадхи, откликается на своё имя, когда его зовут ужинать. Пока ты живёшь на Земле, тебе необходимы и тело, и личность, и сущность. Но самоидентификация не исчезает окончательно и тогда, когда ты проникаешься состоянием «Я Есть ВСЁ», потому что это состояние вырастает только из «Я Есть». Размешанный сахар в стакане чая пропадает из виду, но делает чай сладким. Подобно этому, индивидуальное сознание, возвращаясь во Всеобщее, делает свой опыт единым достоянием, но растворяется для остальных.

Когда индивидуальное Я достигает просветления и вливается в океан Всеобщности, оно исчезает только с точки зрения других индивидуальных Я, которые этого состояния сознания ещё не достигли.

С точки зрения самого индивидуального Я, достигшего просветления, исчезают лишь границы, которые отделяли его от океана Всеобщности. Теперь индивидуальное Я охватило весь безграничный океан и слилось с ним, само став безграничным. Но исчезновение границ не означает исчезновение того, что они скрывали.

А с точки зрения океана Всеобщности, Я вообще не может исчезнуть или возникнуть, потому что оно, как любая капля, изначально обладает свойствами целого океана – вечностью и безграничностью.

Правильное понимание связи индивидуального и Всеобщего позволяет различать, от чьего имени сделано то или иное высказывание: от имени эго или от имени Высшего Я. Для Высшего Я нет ни ищущего, ни искания, ни искомого, потому что оно изначально неотделимо от Единства. А эго существует как оболочка, отделяющая одного ото всех, поэтому оно постоянно пребывает в поиске утраченного Единства.

Нет никакого ищущего, если ты отождествлён с Высшим Я, и нет ничего, кроме ищущего, если ты отождествлён с эго!

Когда ты думаешь, что ищешь – это действие ума, которым управляет эго. Когда ты постиг, что искать нечего – ты есть знание своей сути, своего Высшего Я.

***

«Во многих историко-философских трудах проводится дихотомия (деление на два взаимоисключающих понятия), считающая противопоставление идеализма материализму сущностью философии» (цитата из Википедии). Как же не похоже это изречение на то, о чём говорил своему сыну Гермес Трисмегист! Я допускаю, что многие исследователи видели свою задачу в разделении картины мира на взаимоисключающие элементы. Такой подход оправдан, когда нужно углубиться в детали, рассмотреть части отдельно от целого. Но что толку от частей, если целое забыто? Разве можно понять живой организм, ковыряясь в расчленённых останках? В конце концов, философия – это дословно любовь к мудрости. Неужели сущность философии в противопоставлении двух взглядов с разных сторон на одно и то же? Где здесь мудрость, где здесь любовь?

Чего стоит только основной вопрос философии: что первично – материя или сознание, бытие или мышление, природа или дух? Материализм доказывает первичность материи и вторичность сознания, идеализм утверждает обратное, а дуализм полагает, что материя и сознание развиваются независимо друг от друга. Ты знаешь, я – человек миролюбивый и доброжелательный, но нужно называть вещи своими именами. Так вот, это не основной вопрос, а основной позор современной философии! Сама постановка вопроса настолько абсурдна, что свидетельствует о полнейшем непонимании основ мироздания и беспросветной односторонности мышления.

Основа мироздания – это триединство Бытие-Сознание-Блаженство, или Могущество-Истина-Благодать, или Свобода-Мудрость-Счастье (на востоке это называется Сат-Чит-Ананда). Понимаешь меня, ТРИ-ЕДИНСТВО! А вместо этого «основной вопрос» берёт первую из составляющих Троичности и противопоставляет её второй, а о третьей даже не упоминает. Из неразрывной Целостности вырывается один кусок и сталкивается с другим, а остальное просто отбрасывается. Это всё равно, что сидя у телевизора спросить: «Какой цвет первичен в модели цветопередачи Red - Green - Blue?» Да ведь сама модель основана на взаимном смешении трёх цветов, иначе она бы не работала! Какое изображение на экране ты предпочитаешь – красное, зелёное или синее? А может быть, всё-таки цветное?

Ну ты вдумайся, как может быть первично или вторично то, что находится за пределами времени и пространства, за пределами причинно-следственной связи? Ведь пространство, время и причинно-следственная связь проистекают из триединой основы мироздания, а не наоборот! Какую шапку носит вязальная машина – красную, зелёную или синюю? Да никакую! Она их не носит, а делает! Вот так и Целостность порождает любую систему счисления, любую причинно-следственную связь, но бессмысленно примерять их к самой Целостности!

Материя и сознание, природа и дух – это две стороны одной монеты, две стороны Целостной Реальности. Точнее говоря, они производятся двумя сторонами Великого Предела – Единичностью и Единством (см. главу «Реальность»). Что первично в монете – орёл или решка? Ещё один дурацкий вопрос, правда? А знаешь, почему он дурацкий? Да потому что орёл и решка существуют на равных, в одинаковой степени обладают бытием. Узнаёшь волшебное слово, отвечающее на все вопросы?

Бытие – это не существование отдельно взятых материальных или духовных объектов, а существование в целом, на каждом уровне мироздания от физического до духовного. Это основное связующее звено, цементный раствор, на котором построено здание мира. И главная особенность бытия в том, что оно в равной мере присуще материи и сознанию, природе и духу.

Материя – это вовсе не только вещественная субстанция. Материально всё во вселенной, от камня на дороге до искры Божественного Духа, различается только порядок материальности. Сознание – это не противоположность материи или бытию, оно само состоит из материи высшего порядка и обладает бытием, иначе нам не о чем и нечем было бы рассуждать. Любое сознание существует, и потому оно материально, а любая материя существует, и потому она осознанна. КАК ЖЕ МОЖНО ЭТО ПРОТИВОПОСТАВЛЯТЬ?!!

Ну и наконец, третья основа мироздания, которую «основной вопрос» обходит стороной. Гермес говорил своему сыну, что семя, из которого рождается Человек, есть истинная Благость. А из какого семени родились те, кто пренебрегают её существованием? Нет, мне ей-богу интересно, как можно называть себя учёным, мудрецом или философом и не видеть при этом самую суть! Для чего нужны бытие и сознание, если сознание не может этим бытием наслаждаться? Зачем стремиться к мудрости и завоёвывать свободу, если это не принесёт тебе счастья?! Распахни очи и ты увидишь главное. Всё в мире пронизано Божественной Любовью, без которой Истина бессильна, а Всемогущество бессмысленно!!!

И снова Всё во Всём… Дай же тебе Бог постичь эту великую Истину и обрести Свободу, чтобы отыскать на грешной и прекрасной Земле своё Счастье!

НАЗАД                                            ОГЛАВЛЕНИЕ                                          ВПЕРЁД

Copyright © 2014 Vladimir Minkin. All Rights Reserved.