Реальность

Дао рождает Одно, Одно рождает Два,

Два рождает Три, Три рождает всё сущее.

(Лао-цзы «Дао Дэ Цзин»)

Беспредельное, а затем Великий предел!

(Чжоу Дуньи «Тай Цзи Ту Шо»)

У каждого народа есть своё священное писание, и в каждом писании содержатся зёрна универсальной Истины. Исторически сложилось так, что эти зёрна оказались разбросаны по всему свету, попробуй их теперь собрать! Народы севера и юга, запада и востока доносят до нас в многочисленных откровениях что-то своё, уникальное, не встречающееся в других культурах. Как будто кто-то нарочно устроил так, чтобы разрозненные фрагменты Истины приходили к её искателям самыми различными путями. Может быть, это должно научить нас с уважением относиться к тем, кто видит мир иначе, чем мы. С другой стороны, всё знание мира, какие бы странные обличья оно подчас ни принимало, проистекает из одного источника – Единой Истины. Когда мы вспоминаем об этом, становится легче уловить дух вечности, даже если он скрывается за таинственными хитросплетениями древних иероглифов.

Некоторые исследователи полагают, что авторство «Дао Дэ Цзин» по тем или иным причинам приписывается Лао-цзы, тогда как действительным создателем священного писания даосизма был другой человек или даже целая группа авторов. Что ж, дело давнее, трудно теперь сказать, как оно было на самом деле. Но ведь когда речь заходит о поисках универсальной Истины, не так уж и важно, кто именно из людей в очередной раз облёк её в слова и донёс до нас. У Истины всегда был и будет только один автор – Творец. И чем в меньшей степени описание реальности окрашено личностью конкретного человека, тем оно вернее. В этом отношении фраза из «Дао Дэ Цзин», вынесенная в эпиграф, представляет собой одно из зёрен универсальной Истины и содержит бездну смысла, к пониманию которого мы постараемся приблизиться.

Дао рождает Одно, одно рождает Два, два рождает Три, три рождает всё сущее.

Каждое числительное здесь символизирует один из уровней реальности, а вся формула в целом указывает порядок, согласно которому возникает мироздание. Основной момент, который нам следует учесть, заключается в том, что эту формулу можно понимать как линейно, так и объёмно.

Линейный разум привык к формулировкам типа «Авраам родил Исаака; Исаак родил Иакова; Иаков родил Иуду…» Казалось бы, в этой причинно-следственной цепочке всё просто: каждый последующий родитель производится непосредственно предыдущим. Хотя, например, Вовочка из анекдота сделал отсюда вывод, что детей рожают папы, а не мамы. Если же мы всё-таки допустим, что в создании ребёнка принимали участие двое родителей, а не один, то цепочка несколько усложнится, но останется при этом одноуровневой линейной последовательностью. Именно такой подход присущ классической метафизике древнего Китая. Нисколько не умаляя великие достижения восточной философии, выразившиеся в очень детальной и продуманной концепции последовательного развёртывания уровней мироздания, заметим всё же, что для современного понимания проблемы необходим новый подход. Но прежде чем мы обратимся к нему, вспомним, что говорит нам классика.

Вначале не было ничего, кроме Дао, никакой вселенной, никакого бытия, только хаос, непроявленное, тождество Всего и Ничего, Беспредельное (У Цзи). Затем Дао разделяет себя на Всё и Ничто, на изменяющееся и неизменное, и из непроявленного возникает первичное проявление, из Беспредельного образуется Великий предел (Тай Цзи). В Великом пределе слиты воедино мужское и женское начала – Ян и Инь. Когда Великий предел разделяет себя на Ян и Инь, эти две силы начинают проявляться как активность (сплошная черта) и пассивность (прерывистая черта). Взаимодействие двух сил производит четыре символа: большой Инь (две прерывистые черты, зима), малый Ян (сплошная черта над прерывистой, весна), большой Ян (две сплошные черты, лето), малый Инь (прерывистая черта над сплошной, осень). Четыре символа развиваются в восемь триграмм (Ба Гуа), а взаимодействие восьми триграмм приводит к образованию шестидесяти четырёх гексаграмм «Книги Перемен» («И Цзин»). Гексаграммы состоят из шести сплошных и прерывистых черт, расположенных одна над другой во всех возможных комбинациях. Каждая гексаграмма символизирует один из этапов развития мироздания, а упрощённо – одну из жизненных ситуаций.

Происхождение символов, ставших основой «Книги Перемен», китайская традиция относит к началу третьего тысячелетия до нашей эры. «И Цзин», несомненно, является самым величественным творением духовной культуры Китая, одним из тех самых священных писаний, которые мы упоминали в начале главы. И хотя «Книга Перемен» хранит не одну тайну, основная её загадка заключается в последовательности гексаграмм. Известны две канонические последовательности, авторами которых считаются легендарный мудрец Фу Си, отождествляемый также с Гермесом Трисмегистом, и основатель династии Чжоу Вэнь-ван. Существуют также два альтернативных порядка гексаграмм: «мавандуйский» и «система дворцов» Цзин Фана. В первом случае гексаграммы образуются путём комбинирования верхних и нижних триграмм в порядке Фу Си. Во втором случае гексаграммы группируются перевёрнутыми или инверсными парами при отсутствии видимой закономерности чередования пар. В третьем случае выделяются восемь серий гексаграмм с одинаковыми верхними триграммами. В четвёртом случае происходит поочерёдное изменение черт в позициях, но эта связь работает только для сорока восьми гексаграмм. Графически наборы гексаграмм изображаются в виде квадратичной матрицы или по кругу, но во всех четырёх случаях последовательность гексаграмм остаётся линейной, а картина мира, отображаемая ими, сохраняет статичность.

Есть древняя легенда, согласно которой гексаграммы в изначальном порядке были нанизаны на бечёвку, но её перегрызли мыши, и этот порядок оказался утерян. Долгие века исследователи ломают головы над тайной «Книги Перемен», пытаясь обнаружить новые математические закономерности в дошедших до нас последовательностях гексаграмм. Некоторые закономерности известны издревле, другие удалось найти сравнительно недавно с применением современного математического аппарата, но до сих пор, как это ни парадоксально, «Книгу Перемен» с её тысячелетней историей продолжают рассматривать и интерпретировать линейно. Да, можно разбивать гексаграммы на две триграммы или три диграммы, можно переворачивать гексаграммы парами, пытаясь найти в чередовании пар скрытый смысл, можно даже использовать символы «Книги Перемен» для гадания; и хотя всем этим люди занимаются не одно тысячелетие, «И Цзин» содержит в себе нечто большее. Произвольные манипуляции с гексаграммами иногда напоминают игру с калейдоскопом, в котором каждый раз возникают своеобразные узоры, но видим-то мы лишь отражения зеркальных стёкол, а не то, что есть на самом деле.

«Книга Перемен» – это не только основа двоичной системы счисления или оракул, предсказывающий судьбу. В первую очередь, «И Цзин» представляет собой математическую модель процесса причинно-следственной связи, в которой каждое звено занимает предназначенное для него место и не может быть произвольно переставлено без разрушения цепочки. Любая гексаграмма – это единичное звено единого циклического процесса, формирующееся по общим закономерностям и неделимое в рамках протекания данного процесса. «Книга Перемен» – вовсе не калейдоскоп, а зеркало мира в буквальном смысле слова, поэтому каждая из её шестидесяти четырёх гексаграмм, и даже каждая из её трёхсот восьмидесяти четырёх черт, абсолютно точно отражает свою противоположность, если гексаграммы расставлены в динамическом порядке. Поскольку «Книга Перемен» относится к классическим трудам конфуцианства, было бы уместно по данному поводу вспомнить крылатое изречение Конфуция о чёрной кошке в тёмной комнате. Вполне возможно, что автором этого афоризма является вовсе не Конфуций, но вполне возможно также и то, что легенда о перегрызенной мышами бечёвке верна по сути, а значит искать живой смысл «Книги Перемен» в дошедших до нас последовательностях гексаграмм бесполезно, потому что его там просто нет. Как здесь не вспомнить другую широко известную легенду, согласно которой жрецы Древнего Египта превратили систему арканов Таро в инструмент для гадания и азартных игр, чтобы в завуалированной форме донести Знание до потомков, которые будут готовы его принять.

Открою тебе один секрет. Мне тоже довелось заниматься этим вопросом, и однажды передо мной вдруг открылась удивительная картина, стал ясным основной принцип взаимного превращения гексаграмм как элементов единого циклического процесса. Этот процесс объединяет в себе то, что мы привыкли называть «единством и борьбой противоположностей», а также «переходом количества в качество». Если применить принцип динамического преобразования, каждая гексаграмма как будто оживает и занимает уготованное ей место, образуя целостную графическую структуру, поражающую своей стройностью и гармонией. Более того, оказалось, что этот принцип работает не только для гексаграмм или триграмм, но и для любой степенной последовательности. С его помощью можно, например, расположить в динамическом порядке восемьдесят одну тетраграмму «Книги Великой Тайны» («Тай Сюань Цзин») Ян Сюна. Если, используя этот порядок, разместить символы по кругу, то возникшая структура может оказаться ключом к пониманию того, как устроено пространство и время, как работает причинно-следственная связь. Однако, это весьма обширная тема, которая требует отдельной книги с множеством иллюстраций.

***

Давай теперь вернёмся к тому, что формулу из «Дао Дэ Цзин» можно понимать не только линейно, но и объёмно. В чём же выражается эта объёмность?

Каждый последующий уровень реальности производится не отдельно взятым предыдущим, а сочетанием всех предыдущих уровней.

Например, если сказано «два рождает три», имеется в виду не то, что третий уровень реальности производится непосредственно вторым. Третий уровень реальности производится сочетанием первого и второго уровней, именно это двойное сочетание обозначено здесь как «два».

Точно так же, если сказано «три рождает всё сущее», имеется в виду не то, что всё сущее производится непосредственно третьим уровнем реальности. Всё сущее производится сочетанием первого, второго и третьего уровней реальности, именно это тройное сочетание обозначено здесь как «три».

Таким образом, реальность творится уже не по принципу линейной цепочки, а по принципу перевёрнутой пирамиды. Если пирамиду перевернуть, то каждый уровень её кладки будет опираться на совокупность предшествующих уровней с меньшим числовым значением, а все уровни в целом – на вершину пирамиды. Этот образ, конечно, очень условен, но он даёт понимание сути того, что бесчисленное многообразие мира покоится на его внутреннем единстве. Что же представляют собой начальные уровни реальности, рассматриваемые с этой точки зрения?

•          Дао рождает Одно

Дао – это Беспредельность, Абсолют, ВНЕ-БЫТИЕ, то, что не обладает существованием или несуществованием, не имеет названия, причин и следствий, но является источником первой причины и приёмником последнего следствия. Беспредельное не может быть изображено никаким символом, не может быть названо никаким именем. Любое изображение есть указание пределов, любое имя есть нечто отличное от другого имени. Но Беспредельное не ограничено никакими пределами и не содержит сходств или различий с чем-либо. «Дао, которое может быть выражено словами, не есть постоянное (истинное) Дао» – такова начальная фраза знаменитой книги.

Однако есть ещё одна книга, менее знаменитая и совсем короткая, содержащая в себе, тем не менее, очень глубокий смысл. Это трактат «Тай Цзи Ту Шо» или «Объяснение чертежа Великого предела» Чжоу Дуньи. Первая фраза этого трактата гласит: «Беспредельное, а затем – Великий предел!» Видимо, начинать с главного – весьма древняя традиция. Теперь мы видим, что представляет собой «Одно», рождаемое Дао.

Одно – это Великий предел или Тай Цзи, первая причина и последнее следствие, начало всех начал и конец всех концов. Великий предел – это потенциальный источник и приёмник реальности, всякого бытия, Альфа и Омега. Таким образом, высказывание «Дао рождает Одно» означает, что Беспредельное производит Великий предел.

Великий предел действительно есть одно, потому что в нём неразрывно соединено то, что на следующем уровне мироздания станет раздельным. Это две стороны Великого предела – Альфа и Омега, Единичность и Единство, Ян и Инь, врата реальности. Пока эти врата остаются закрытыми, Ян и Инь представляют собой нечто вроде двусторонней медали, не имея самостоятельного существования. Они как бы срослись спинами и не могут начать двигаться, напоминая двуликого Януса (или Инуса).

Когда Дао рождает Одно, в этом Одном также содержится Дао, то есть в Великом пределе содержится и Беспредельность. Дао присутствует на любом уровне мироздания, но оно не имеет численного значения и, содержа в себе всё сущее, не поддаётся никакому определению. Великий предел можно уподобить тождеству единицы и нуля, точки и окружности. Врата Единичности соответствуют изначальной единице или точке, а врата Единства – изначальному нулю или окружности. Великий предел можно также изобразить известным на весь мир знаком «чёрной и белой рыбы». Врата Единичности, как источник индивидуальной реальности – это «рыбы», вращающиеся по часовой стрелке. Врата Единства, как источник всеобщей реальности, – это «рыбы», вращающиеся против часовой стрелки.

•          Одно рождает Два

Врата реальности распахиваются. Великий предел разделяется на Единичность и Единство, на Ян и Инь. Будучи разделёнными, они начинают действовать самостоятельно, создавая основу реальности. Поскольку кроме двух исходных сил на этом уровне мироздания ничего более не существует, они могут только начать встречное движение.

Для того чтобы это движение могло осуществиться, врата Единичности и Единства творят реальность по принципу «подобное порождает подобное». Из врат Единичности, из начальной точки выходит бесконечное множество точек, образуя ось мироздания. Возникает осевая линия, стремящаяся к противоположным вратам. Из врат Единства, из начальной окружности выходит бесконечное множество окружностей, образуя поверхность реальности. Возникает труба, также стремящаяся к противоположным вратам.

По достижении противоположных врат, осевая линия замыкается в окружность, а труба замыкается в тор. В результате образуется тор реальности с проходящей внутри него осью мироздания. Это образ изначальной божественной реальности, первичное бытие. Нужно заметить, что сечение тора реальности на данном этапе творения есть окружность с точкой в центре, а не круг. Это объясняется тем, что между осью реальности и её поверхностью ещё нет внутреннего объединяющего содержания. Символ Единичности – точка, словесно – «Я», численно – единица, повёрнутая остриём на смотрящего. Символ Единства – окружность, словесно – «Всё», численно – ноль.

•          Два рождает Три

Два предыдущих уровня мироздания рождают третий. Великий предел на первом уровне реальности в сочетании с Единичностью и Единством на втором уровне производят третий, который состоит из Индивидуальности и Всеобщности.

Великий предел в сочетании с Единичностью рождает Индивидуальную реальность, или бесчисленное множество монад. Поскольку в монаде активна Единичность, она представляет собой сферу с центром «Я» и оболочкой «Всё». Великий предел в сочетании с Единством рождает Космическую реальность, или Всеобщность. Поскольку во Всеобщности активно Единство, она представляет собой сферу с центром «Всё» и оболочкой из бесчисленных «Я».

Сочетание индивидуального и всеобщего наполняет реальность содержанием. Всё пространство мироздания, которое на втором уровне реальности было лишь возможностью существования, заполняется бытием. И теперь уже сечение тора реальности есть не окружность с точкой в центре, а круг. Этот круг является символом бытия, представляя собой троичность точки в центре, окружности и пространства между ними.

Возникают три мировых принципа: Сат-Чит-Ананда, или Могущество-Истина-Благодать. Бог-Отец – это Могущество, центр круга. Бог-Мать – это Истина, окружность круга. Бог-Дитя – это Благодать, пространство круга. Индивидуальная и всеобщая реальности, по примеру Единичности и Единства, стремятся друг к другу, начиная встречное движение. Таким образом запускается процесс эволюции и инволюции, процесс индивидуального и всеобщего развития и свития. Монады, или индивидуальные сознания, и Всеобщность, или космическое сознание, движутся навстречу друг другу, соединяясь на всём протяжении реальности.

•          Три рождает всё сущее

Три предыдущих уровня мироздания рождают четвёртый, или всё сущее. Сочетание Великого предела, Единичности и Единства с Индивидуальностью и Всеобщностью производит всё многообразие мира. Возникает то, что мы называем «пространство-время», содержание облекается в форму, образуется причинно-следственная связь как основной механизм развития и свития реальности.

Сочетание трёх мировых принципов присутствует в любой части мироздания. В каждой части Целого действуют три движущих силы Могущество-Истина-Благодать. Каждая часть Целого обладает бытием и может быть представлена как круг с точкой в центре. Целое численно есть бесконечность.

И всё-таки, надо помнить, что всё сущее рождается от Трёх, Три – от Двух, Два – от Одного, а Одно – от Беспредельного. Всё сущее является сочетанием трёх мировых принципов и двух видов реальности, рождающихся из Великого предела, который содержится в Беспредельном. Как писал Чжоу Дуньи в упомянутом нами трактате «Объяснение чертежа Великого предела»: «Но пять стихий – это только инь и ян, инь и ян – это только Великий предел, а Великий предел коренится в Беспредельном!»

***

Какой бы уровень мироздания мы ни рассматривали, реальность обладает одним совершенно удивительным свойством – мы никогда не можем пересечь её границы и уткнуться лбом в стену, за которой ничего нет. Чтобы представить себе картину более наглядно, нам понадобятся несколько образов.

Обычная линия одномерна, но если её замкнуть, можно сколь угодно долго двигаться вдоль неё. Это не означает, что у замкнутой линии нет начала и конца, это означает, что конец линии соединён с её началом, поэтому движение вдоль такой линии оказывается непрерывным. Именно так замыкается ось мироздания, выходящая из врат Единичности, на уровне «Одно рождает Два».

Обычная поверхность двухмерна, но её тоже можно замкнуть. Если бумажную ленту один раз перевернуть и склеить концы, получится знаменитая лента Мёбиуса. Сколько бы муравьишка ни ползал вдоль такой ленты, он не найдёт её конца и края, потому что имеет дело с односторонней поверхностью. Если же ленту Мёбиуса аккуратно разрезать ножницами вдоль её оси, мы, неожиданным образом, получим два вложенных друг в друга кольца одинакового диаметра. Бесчисленные окружности, выходящие из врат Единства, поворачиваются относительно оси мироздания так, что траектория движения вдоль поверхности реальности представляет собой спираль одинаковой протяжённости, независимо от пункта начала этого движения.

Обычное тело трёхмерно, но и оно поддаётся аналогичным преобразованиям. Если взять воздушный шарик и начать равномерно давить на него в одной точке, то вдавливаемая внешняя поверхность рано или поздно соприкоснётся с внутренней, образуя шар в шаре, или дуплекс-сферу. Воздушный шарик уменьшится в диаметре, но зато его оболочка станет двойной, а внешняя и внутренняя поверхности окажутся перетекающими друг в друга в одной-единственной точке – в которой мы оказывали давление. В случае с обычной полой сферой наш муравьишка может ползать либо по её внешней поверхности – если мы просто посадим его на воздушный шарик, либо по внутренней – если мы запихнём бедняжку внутрь шарика и затянем его ниткой. А дуплекс-сфера уникальна тем, что она имеет точку перехода поверхностей друг в друга, в которой внутреннее и внешнее сливаются воедино.

Это иллюстрация того, что происходит на уровне «Два рождает Три». Монада, или Индивидуальное сознание символизируется сферой с центром «Я» и оболочкой «Всё», но это статическое изображение. В динамике Индивидуальное сознание подобно дуплекс-сфере, в которой «Я» соединяет внешнюю и внутреннюю реальности. С одной стороны, мы постоянно воспринимаем окружающий мир, и через точку «Я» внешнее проникает во внутреннее, изменяя состояние нашего сознания. С другой стороны, мы постоянно испытываем какие-то переживания и реагируем на происходящее, в результате чего внутреннее через ту же точку «Я» проявляется вовне.

Что же касается Космического сознания, то и оно изображается в виде обычного тора только статически. А динамически оно подобно тору Мёбиуса, в котором внешняя поверхность также неразрывно соединена с внутренней. Тор Мёбиуса получается, если равномерно сжимать обычный тор в направлении центральной точки до тех пор, пока края его внешней поверхности не сольются друг с другом. За счёт этого слияния, в центральной области тора Мёбиуса исчезают границы между внешним и внутренним, и мы снова получаем непрерывную поверхность, хотя и более сложной формы. Таким образом, Космическая реальность, или Всеобщее, не имеет точек разрыва на всём своём протяжении, а содержит лишь точки соприкосновения внешнего и внутреннего, и какой бы муравьед по ней ни ползал, он никуда не денется с подводной лодки.

***

Всё познаётся в сравнении – всё, кроме высшей Реальности. Разум не в силах охватить это понятие, потому что его не с чем сравнить. Парадокс заключается в том, что какая-либо часть реальности может быть правильно понята только через отношение этой части к Целому, а о Целом очень сложно сказать что-нибудь вразумительное. Разум в принципе не способен вместить Целостную Реальность, потому что наш аппарат постижения сам по себе является лишь ограниченной частью Целого. Оставаясь этой отдельно взятой частью, постичь Целостность невозможно, поэтому все великие учения древности говорили о расширении индивидуального сознания до космического и об отождествлении частного бытия с всеобщим. Только таким путём можно прикоснуться к истинной Реальности и выйти за рамки ограниченных умственных представлений о ней.

Понятие объективной реальности подразумевает, что реальность рассматривается в качестве объекта. Но кем? Для кого реальность может быть объектом? Только для некоторого субъекта, который от неё отделён, в противном случае само понятие объективности и субъективности теряет всякий смысл. А что может знать о Целом часть, которая от него отделена? Только то, что следует из факта её отделённости, не более. Поэтому любое мнение о реальности всегда останется субъективным. Самое интересное, что субъективность восприятия реальности проистекает из попытки воспринять её объективно! До тех пор, пока реальность понимается как некий объект, будет существовать и субъект, безуспешно пытающийся её постичь. Но Истинная Реальность не может быть субъективной, так как она не зависит от представлений о ней какого-либо субъекта. Истинная Реальность не может быть и объективной, потому что она не является каким бы то ни было объектом. Она является Всем, Целостностью, кроме которой ничего не было, нет и не будет.

В главе о Человеке Вселенной мы упоминали, что рассматриваем себя самоё именно с человеческой точки зрения. А кто мы такие для улитки на склоне, для облака в реке, для солнечного протуберанца? Чтобы осознать себя многомерным существом и раздвинуть границы привычного мировосприятия, нужно увидеть направления, в которых эта многомерность простирается. Как и Целостность, частями которой мы являемся, каждый из нас был, есть и будет. Мы обладаем протяжённостью во времени, которое, даже в самом упрощённом понимании, так же трёхмерно, как и привычное для нас пространство.

Наше сознание устроено так, что оно воспринимает время как череду сменяющих друг друга событий. Если мы сосредоточены на моменте Здесь и Сейчас, то пребываем в настоящем не только физически, но и умственно. А откуда берётся настоящее? Во-первых, оно вызвано нашими деяниями в прошлом, а во-вторых, результаты этих деяний приходят к нам в виде событий из будущего. С одной стороны, что посеешь, то и пожнёшь, а с другой – завтрашний день станет сегодняшним, когда сегодняшний превратится во вчерашний. И то, и другое совершенно очевидно. Но из сопоставления этих двух очевидных фактов следует весьма важный вывод. Прошлое и будущее соединяются не только в настоящем, когда будущее становится прошлым, но и за пределами настоящего, когда из прошлого рождается будущее. Прошлое – это не просто то, что позади, а будущее – не просто то, что впереди. И уж конечно, прошлое и будущее – это не что-то отдельное друг от друга, и ни в коей мере не пара противоположностей.

Прошлое и будущее – это единый механизм реализации мировых событий, который по своему действию подобен магнитному полю Земли. Вращающаяся сфера нашей планеты является источником электрического и магнитного полей. Магнитные линии направлены от «северного» магнитного полюса к «южному», но эти наименования условны и не совпадают с географическим севером и югом. Географический север располагается неподалёку от магнитного юга и наоборот, что часто вызывает недоразумения. Кроме того, магнитные и географические полюса пространственно не совпадают друг с другом: географические полюса соединены осью вращения Земли, а магнитные полюса – магнитной осью. Если говорить упрощённо, силовые линии магнитного поля Земли направляются от южного географического полюса к северному, огибая её наружную поверхность снизу вверх. В верхней точке (южный магнитный полюс, географический север) магнитные линии сливаются и продолжают своё движение теперь уже сквозь Землю вдоль магнитной оси к нижней точке (северный магнитный полюс, географический юг). Здесь магнитные линии снова выходят на поверхность, и движение продолжается.

Механизм реализации мировых событий, опять-таки в самом упрощённом понимании, действует примерно так же. Здесь нам нужно вспомнить, что каждое звено причинно-следственной связи представляет собой троичность причина – явление – следствие. Любое событие можно воспринимать как причину явления, собственно явление или его следствие, в зависимости от того, в каком направлении мы наблюдаем ход развития событий (см. главу об Абсолюте).

Если уподобить время трёхмерной сфере, то линии мировых событий устремляются вдоль её наружной поверхности снизу вверх от южного географического полюса к северному. Это движение потока причин, потока вероятностей будущих событий. В верхней точке сферы времени, соответствующей северному географическому полюсу, мировые линии сливаются, события реализуются в настоящем, и причины становятся явлениями. После того, как события реализовались, они утекают в прошлое, опускаясь вдоль оси сферы времени, а явления становятся следствиями. По мере прохождения сквозь сферу времени сверху вниз, следствия событий сплетаются во всеобщую временную ось. Результаты деятельности всех индивидуальностей соединяются во Всеобщем, и оттуда постепенно вызревают причины дальнейших событий. Когда линии событий достигают южного географического полюса, они выходят наружу, снова расплетаются и продолжают движение снизу вверх вдоль поверхности сферы времени. Следствия становятся причинами, а прошлое превращается в будущее.

Таким образом, мы можем выделить в трёхмерной сфере времени следующие основные составляющие: два её полюса, ось, соединяющая полюса изнутри, и поверхность сферы, соединяющая полюса снаружи. Верхний полюс (северный географический) соответствует На-Стоящему, точке, в которой будущее становится прошлым. Нижний полюс (южный географический) соответствует Под-Стоящему, точке, в которой прошлое становится будущим. Ось сферы времени представляет собой прошлое, или За-Стоящее, а её поверхность – будущее, или Пред-Стоящее.

Теперь мы можем обобщить основные идеи, касающиеся возникновения начальных уровней мироздания, памятуя о том, что слова – это тоже часть реальности, хотя и далеко не самая долговечная.

***

Нет, не было и не будет ничего, кроме Реальности.

Реальность – это Целостность бытия.

Бытие – это сочетание Единичности и Единства.

Единичность делает все вещи различными.

Единство делает все вещи схожими.

Сочетание Единичности и Единства делает все вещи.

Единичность и Единство сочетаются неравнозначно.

Преобладание Единичности производит Индивидуальную реальность.

Преобладание Единства производит Всеобщую реальность.

***

Все вещи обретают бытие в источнике Реальности.

Все вещи обладают бытием в реке Реальности.

Все вещи расстаются с бытием в устье Реальности.

Источник Реальности – это причина всякого бытия.

Река Реальности – это собственно бытие.

Устье Реальности – это следствие всякого бытия.

Причина и следствие всякого бытия – это Абсолют, или ВНЕ-БЫТИЕ.

ВНЕ-БЫТИЕ никогда не возникало и не исчезало.

ВНЕ-БЫТИЕ не обладает существованием или несуществованием.

ВНЕ-БЫТИЕ порождает и поглощает всякое бытие.

***

Единичность и Единство – это врата Реальности.

Врата Единичности производят Индивидуальную Реальность.

Врата Единства производят Всеобщую Реальность.

Индивидуальное и Всеобщее движутся навстречу, образуя мироздание.

Врата Единичности принимают Всеобщую Реальность.

Врата Единства принимают Индивидуальную Реальность.

Достигнув противоположных врат, реальность возвращается во ВНЕ-БЫТИЕ.

Врата Единичности – источник Могущества Бога-Отца.

Врата Единства – источник Истины Богини-Матери.

Могущество и Истина рождают Благодать, или Бога-Дитя.

• • •

Ты написал о Реальном, и день прожит не зря. Но тебе ещё надо встретить живым завтрашний день. А когда ты прикасаешься к Реальности, пространство вокруг изменяется. Скрытые силы выходят наружу, действуя жёстко и непредсказуемо. Дурной начинает беситься, тупой окончательно засыпает, а ты должен умудриться дотянуть рядом с ними до рассвета.

Но может случиться и так, что в сферу изменения пространства попадёт родная тебе душа. И тогда морозный вихрь, пробежавший по коже, лишь раздует пламя твоего сердца. Дрогнувшая рука лишь придаст тебе уверенность, что ты здесь не один. Ты постигнешь Высший замысел и увидишь, что не зря сегодня написал о Реальном.

НАЗАД                                            ОГЛАВЛЕНИЕ                                          ВПЕРЁД

Copyright © 2014 Vladimir Minkin. All Rights Reserved.