ВСЕЛЕННАЯ

Всеобщая Реальность

 

ЧЕЛОВЕК

Индивидуальная Реальность

МИР НЕБЕСНЫЙ
(БОЖЕСТВЕННЫЙ)

 

ДУХОВНОЕ НАЧАЛО

Космосфера

Высшее Я – Сверхсознание

Царство Благодати

 

Тело Небесной Любви
(аттманическое)
Счастье

Царство Истины

 

Тело Духовного Опыта
(буддхиальное)
Мудрость

Царство Могущества

 

Тело Причин и Следствий
(каузальное)
Свобода

МИР СРЕДИННЫЙ
(ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ)

ДУШЕВНОЕ НАЧАЛО

Ноосфера

Сознающее Я – Самосознание

Царство Идей

 

Тело Мыслей
(ментальное)
Разум

Царство Эмоций

 

Тело Чувств
(эмоциональное)

Сердце

Царство Стремлений

 

Тело Желаний
(астральное)
Воля

МИР ВЕЩЕСТВЕННЫЙ
(ПРИРОДНЫЙ)

ТЕЛЕСНОЕ НАЧАЛО

Биосфера

Животное Я – Подсознание

Царство Информации

 

Информационное тело
(витальное)
Телесное здоровье

Царство Энергии

 

Энергетическое тело
(эфирное)
Жизненная сила

Царство Материи

 

Физическое тело
(плотное)
Внешний облик


 

Человек Вселенной

В человеке должно быть всё прекрасно: и тело, и душа, и дух.

(А.П. Чехов, медитируя)

Да, родная, человека построить – это тебе не ешака купить! Бог и природа произвели на свет такое удивительное дитя, что его решительно невозможно запихнуть в строгую таблицу, как невозможно ограничить многообразие единства строками и столбцами. И всё-таки мы с тобой составим схему, описывающую родство человека и вселенной, потому что без неё в нашем деле просто не обойтись. Поднимаясь по лестнице совершенствования, нужно до некоторой степени представлять себе здание мира и этажи, которые мы в нём занимаем. Однажды придёт время, когда тебе больше не понадобятся никакие схемы и никакие слова, а пока в них есть необходимость, постараемся говорить на одном языке.

Итак, человек устроен по образу и подобию Бога и вселенной, поэтому он потенциально божествен и представляет собой вселенную в миниатюре. Все качества Творца даны нам как зёрна, которые мы можем в себе прорастить, и всё, что существует во вселенной, находит своё выражение в строении нашего существа. Вот почему мы рассматриваем устройство человека параллельно с устройством мироздания.

Если бы мы не были теми, кто мы есть, то и вселенную мы воспринимали бы как-нибудь иначе. Но поскольку мы – люди, пришедшие с небес и живущие на земле, для нас естественно делить мироздание на три мира – земной, человеческий и небесный, а в человеке выделять три начала – телесное, душевное и духовное. Истоки этого воззрения уходят в глубокую древность, но все современные эзотерические системы и мировые религии, так или иначе, признают и используют принцип троичности. Поскольку Творец, создавший вселенную, троичен, троично и всё, что в этой вселенной существует. В соответствии с этим, каждый из трёх миров делится, в свою очередь, на три царства, а каждое начало человека – на три тела. Таким образом, вселенная состоит из девяти царств, а человек – из девяти тел.

***

МИР УСТРОЕН САМЫМ МУДРЫМ, СПРАВЕДЛИВЫМ И ПРЕКРАСНЫМ ОБРАЗОМ ИЗ ВСЕХ ВОЗМОЖНЫХ.

Это главное, что можно узнать о мире, всё остальное второстепенно. Не понимая главного, человек обречён влачить мученическое существование, так как его ущербное сознание будет и дальше рисовать ему бесчисленные миры, в которых нет ни смысла, ни жизни, ни радости. Но когда в твоё сердце вольётся всепроникающий вкус мировой гармонии, а очи духовного разума раскроются, тебе станет очевидно: мир совершенен, потому что его создавало Совершенство. И при всём многообразии форм, мироздание остаётся единым по сути, покоясь на трёх основах: Истине, Могуществе и Благодати.

Мир устроен мудро, потому что он образован Божественной Истиной.

Мир устроен справедливо, потому что им правит Божественное Могущество.

Мир устроен прекрасно, потому что он наполнен Божьей Благодатью.

Истина, Могущество и Благодать – это и есть три лица Божественной Троицы. В былые времена как их только ни изображали – и тремя ангелами в небе, и тремя китами в океане, и тремя слонами, сгорбившимися под тяжестью земного диска на спине у бедной черепахи, да всего и не перечислишь. Образы эти нужны были для того, чтобы передать основную идею о существовании трёх вселенских принципов, трёх осей мироздания, трёх изначальных сил, присутствующих тайно или явно во всех творениях Создателя.

Каждый известный нам вещественный предмет, каким бы малюсеньким он ни был, обладает длиной, шириной и высотой. Но три измерения пространства – лишь проекция трёх измерений духовного мира. Длина – это проекция Божественного Могущества на земной мир, ширина – проекция Божественной Истины, а высота – проекция Божьей Благодати.

Между духовным и физическим пространствами расположено пространство душевное. Оно соединяет духовную и вещественную реальности так же, как человечество соединяет небо и землю. В пространстве души обитают воля, сердце и разум. Воля – это индивидуальная мера Божественного Могущества, она соответствует пространственной длине и устремляет нас вперёд к цели или уводит назад. Разум – это индивидуальная мера Божественной Истины, он соотносится с пространственной шириной и раздвигает границы нашего познания справа и слева. Сердце – это индивидуальная мера Божественной Благодати, оно связано с пространственной высотой, а переживания погружают нас вглубь и возносят ввысь.

Триединая основа мироздания создаёт три вертикальных мировых линии.

Благодать

Могущество

Истина

Эмоция

Стремление

Идея

Материя

Энергия

Информация

По этим трём осям мироздания строятся вселенная и человек. Построение идёт в порядке нисхождения от тонкого к плотному. Оси обозначены разными цветами, чтобы подчеркнуть родственность понятий в пределах одной оси. Ось Истины выделена зелёным цветом, ось Могущества – синим, а ось Благодати – красным.

Любая информация и идея – это, в первую очередь, проявление небесной Истины. Любая энергия и стремление – это проявление небесного Могущества. А любая материя и чувство – это проявление небесной Благодати.

***

И всё же, почему у человека именно девять тел, спросишь ты? Не многовато ли будет? Ведь, скажем, в классической эзотерике считается, что человек обладает семью телами, а никак не девятью. Откуда же взялись ещё два, если даже Робинзон Крузо, знавший цену каждому телу, не мог похвастаться тем, что у него семь Пятниц на неделе?

Дело в том, дорогая моя, что мы просто-напросто применяем принцип троичности шаг за шагом, ничего более. Если вселенная делится на три мира, то каждый мир делится на три царства. Если человек состоит из трёх начал, то каждое начало состоит из трёх тел. Разве можно придумать что-нибудь более простое и, вместе с тем, более универсальное? Вот и получается, что у человека должно быть девять тел, ни больше ни меньше. Эту идею поначалу нелегко принять, потому что мы не привыкли считать телами реальные составляющие нашей жизни. Постоянно пользуясь теми или иными способностями, мы просто не задумываемся над тем, откуда они, собственно говоря, берутся. А любая способность не возникает из ниоткуда, она дарована нам действием совершенно конкретных тел как составных частей нашего многогранного существа.

Давай теперь рассмотрим, что представляют собой наши девять тел, и убедимся в том, что действие каждого из них хорошо знакомо нам по собственному жизненному опыту.

•          Первое тело (физическое)

Наличие физического тела очевидно и не требует пояснений, хотя и здесь иногда возникают недоразумения. В некоторых философских системах, например, считается, что вся материя – это иллюзия, следовательно, иллюзорным должно быть якобы и материальное тело. Но иллюзия – это искажённое восприятие реальности, а вовсе не её отсутствие. Поэтому, какое бы значение мы ни придавали физической субстанции, из которой состоит вещественный мир, это не изменит самого факта её существования. Как говорится: «Чтобы проверить, есть ли материя, постучи себя по голове книжкой, в которой написано, что её нет».

•          Второе тело (энергетическое или эфирное)

Второе тело состоит из энергетических центров (чакр) и каналов (меридианов), по которым протекает жизненная сила. Эта сила насыщает организм и питает его, сохраняя жизнеспособность физического тела и поддерживая энергообмен с окружающей средой. Все процессы жизнедеятельности осуществляются в физическом теле за счёт жизненной энергии. Каждый центр работает со своим видом энергии и управляет определёнными функциями организма. На сегодняшний день эта тема достаточно широко представлена в литературе по самосовершенствованию, поэтому мы не будем на ней долго останавливаться.

•          Третье тело (информационное или витальное)

А вот третьему телу, в отличие от первых двух, явно «не повезло». Наши современники привыкли говорить об энергоинформационном обмене, о наблюдениях изменений в ауре, о бесконтактных воздействиях на биополе, но многие почему-то упорно не замечают, что всё это осуществляется благодаря наличию у человека информационного тела. Ведь существование такой троичности как материя – энергия – информация в наше время никто оспаривать не станет. Почему же мы соглашаемся с тем, что обладаем физическим организмом и жизненной силой (первым и вторым телами), а вот телесное здоровье и действие основных органов чувств не воспринимаем как реальность? А ведь информационное тело полностью отвечает за то, чтобы жизненная энергия текла по каналам и меридианам правильно, и любое отклонение в его работе вызывает болезнь сначала на энергетическом, а затем и на физическом уровне. В этом же теле хранятся все программы жизнедеятельности, без которых развитие и нормальное функционирование нашего организма было бы просто невозможным. Кроме того, если бы мы не обладали информационным телом, то не смогли бы должным образом воспринимать окружающий мир. Чтобы видеть глазами, нужен свет, чтобы слышать ушами, нужен воздух, но и свет и воздух – это лишь среда, в которой распространяется информационное воздействие. Изображения предметов, аккорды музыки и сочетания ароматов доступны нам только как информационные потоки, которые потеряли бы для нас всякий смысл, если бы мы не обладали правильным инструментом их восприятия.

•          Четвёртое тело (воля или тело желаний, астральное тело)

Здесь снова возникла некоторая путаница. Такое понятие как «астральное тело» давно у всех на слуху, но что же оно собой представляет? Традиционно принято считать, что астральный мир – это вместилище человеческих страстей, к которым относят как неконтролируемые желания, так и душевные переживания, то есть эмоции. Но желания и эмоции – это совершенно разные вещи, независимо от того, контролируются они нами или нет. Желания есть проявление воли, а эмоции есть проявление сердца, и их никак нельзя смешивать. Наша воля на тонком плане представляет собой такое же полноправное тело, как и физическое, только обитает оно в царстве стремлений, и сила его определяется тем, насколько мы способны реализовывать свои намерения, насколько осуществимы наши желания. Воля устремляет человека к цели и поддерживает его на пути её достижения, в этом и состоит жизнь четвёртого тела. Конечно, называть тело желаний «астральным», то есть дословно «звёздным», можно лишь условно, и мы используем этот термин только в качестве примерного указателя.

•          Пятое тело (сердце или тело чувств, эмоциональное тело)

Как мы уже видели, желания и эмоции – совсем не одно и то же. Да, они постоянно взаимодействуют между собой в реальной жизни и смешиваются так, что порой бывает очень трудно отделить одно от другого. Но дело в том, что желания и эмоции относятся к разным осям мироздания, о которых мы упоминали выше. Желания производятся Божественным Могуществом, а эмоции – Божьей Благодатью. Другими словами, стремление человека достичь определённой цели и его отношение к этой цели обитают в различных царствах мира души. Эти царства неразрывно связаны, но было бы неправильно приписывать одному и тому же телу функции как воли, так и сердца, потому что это противоречит принципу троичности. Тело чувств обитает в царстве эмоций, благодаря ему мы испытываем переживания и формируем отношение к происходящему. Сердце дано нам, чтобы воспринимать этот мир на уровне чувств, радоваться каждому его проявлению и ощущать родство со вселенной. Горькая ирония заключается в том, что эмоциональное тело, сердцевину человеческого существа часто вообще не принимают в расчёт, попросту пренебрегая очевидным. Чего же ждать от людей, не имеющих сердца?

•          Шестое тело (разум или тело мыслей, ментальное тело)

Между нами говоря, мыслящий человек вряд ли усомнится в том, что он обладает телом мыслей. Как сказал Декарт, ego cogito, ergo sum (я мыслю, значит существую). Ментальное тело обитает в царстве идей, и его жизнедеятельность заключается в усвоении этих идей и передаче их сознанию в качестве мыслей. Но о функционировании ментального тела, в частности, об умении целостно мыслить, достаточно много говорится на этих страницах, так что мы перейдём теперь к деятельности трёх высших тел.

•          Седьмое тело (тело причин и следствий, Свобода)

Первым событием, которое с нами в этой жизни произошло, было рождение на Земле. Но все жизненные события, в том числе и рождение, не случайны и определяются тем, что мы посеяли прежде. А в будущем мы пожнём то, что сеем сейчас. Для того чтобы механизм причинно-следственной связи, на котором держится мироздание, мог реализоваться индивидуально, каждый из нас оснащён собственным аппаратом восприятия и проявления этой связи. Таким аппаратом и является наше тело причин и следствий, действие которого часто именуют судьбой или кармой. По мере того как мы пожинаем посеянное, причинное тело формирует события будущего, предоставляя нам возможности наилучшей реализации своего потенциала. В процессе расширения сознания мы перестаём воспринимать цепь причинно-следственной связи как тяжёлые оковы вынужденной необходимости и начинаем видеть в происходящем результаты нашего собственного выбора, сделанного ранее. Каждое событие жизни становится для нас закономерным, каждое воздаяние справедливым, а то, что мы когда-то считали судьбой, роком или фатумом, превращается в Свободу выбора жизненного пути.

 •         Восьмое тело (тело духовного опыта, Мудрость)

Жизнь преподаёт каждому свой урок и не ошибается. Как же она их выбирает? Жизнь всегда исходит из того, каким опытом человек уже обладает. Мы постоянно носим с собой главное из того, что было пережито нами в этой жизни и предыдущих воплощениях. Опыт прошлого проявляется в наших природных склонностях, характере и темпераменте, но всё это – лишь видимая часть цветка, корни которого скрываются в тайном подземелье и доступны лишь духовному прозрению. Эта невидимая сокровищница и есть наше тело духовного опыта, своего рода дневник жизненных уроков, страницы из которого вырвать невозможно. Исходя из того, как мы ведём этот дневник, жизнь ведёт себя с нами. Именно различием в классах жизненной школы, а не классовыми различиями между людьми определяются условия нашего рождения. И они всегда таковы, чтобы мы имели всё необходимое для скорейшего обучения и постижения Мудрости.

•          Девятое тело (тело небесной любви, Счастье)

Есть ли в жизни счастье? Есть, потому что больше ему быть негде. Но истинное счастье – это не подарок судьбы, не награда свыше. Чтобы жизнь стала действительно счастливой, нужно вырастить в себе тело счастья как выращивают дерево. Только поливать его придётся не водой, а небесной любовью и Божьей Благодатью, извлекая их из совсем, казалось бы, неприметных будничных событий. И если это дерево наберёт силу, оно соединит два мира. Мир пространства и времени, к которому мы привыкли, и мир вечности-бесконечности, в котором любое место есть Везде, любой момент есть Всегда, любое явление есть Я. И вот тогда мы снова обретём нашу родину, где никогда не рождались, обретём пристанище, где никогда не умрём. Мы узнаем, что такое быть на девятом небе от счастья! Но и в земном мире нужно постоянно вспоминать, кто мы такие в действительности, чтобы, проникаясь великолепием мироздания и ответственностью нашей роли в нём, творить вокруг гармонию и любовь.

***

Ты, конечно, понимаешь, дорогая моя, что царства вселенной и тела человека – это не единственное, что создано Творцом. И, пожалуй, даже не главное. Главное – это сознание, которое этими царствами и телами управляет. Во вселенной можно выделить три вида сознания, каждое из которых руководит своим миром. В земном мире правит сознание биосферы, в человеческом мире – сознание ноосферы, а в небесном мире – сознание космосферы. Поскольку человек представляет собой индивидуализированную вселенную, он обладает тремя видами сознания, каждое из которых руководит своим началом.

Телесным началом управляет животное Я из подсознания, душевным началом – сознающее Я из самосознания, а духовным началом – Высшее Я из сверхсознания. Подсознание руководит процессами жизнедеятельности нашего физического тела, воздействуя на него энергетическими импульсами, насыщенными информацией. Самосознание управляет жизнью души через восприятие и проявление мыслей, чувств и желаний. Сверхсознание же определяет нашу духовную жизнь и предоставляет возможность достижения мудрости, свободы и счастья.

Сознание подобно сфере, в центре которой располагается Я – наблюдатель за происходящими событиями. Поверхность сферы сознания формируется нашим восприятием мира. Между центром Я и поверхностью восприятия, то есть в объёме сферы, сосредоточено всё мировоззрение человека. Здесь единая Вселенная отражается в индивидуальном центре, и возникает наша собственная, уникальная вселенная. В принципе, мы способны воспринимать окружающий мир всей поверхностью сферы, но, как правило, осознаём из этого массива впечатлений только то, на что направлен луч нашего внимания. Этот луч исходит из центра Я и высвечивает на внутренней поверхности сферы тот участок, который нас в данный момент интересует. Так и скользит луч внимания с одного впечатления на другое, а наша истинная природа тем временем остаётся в тени, терпеливо ожидая момента, когда Я пробудится к осознанию собственной реальности и направит луч внимания на себя.

Я – это основа нашего существа, так сказать, квинтэссенция человека. Мы обладаем животным, сознающим и Высшим Я. Но животное и сознающее Я не способны существовать независимо от Высшего Я и являются лишь его проводниками. А Высшее Я – это и есть наша истинная сущность, Божественная искра, дарованная нам Творцом. Она пребывает в вечности и обеспечивает человеку потенциальное бессмертие на духовном плане, которое он обретает фактически, раскрывая свою истинную природу. Для того чтобы мы могли развиваться и приобретать новый опыт, наше сознание оснащено гибкой поверхностью, позволяющей нам воспринимать перемены окружающего мира. Но когда мы перестаём замечать волшебство вселенной, наше мировосприятие теряет гибкость и постепенно превращается в скорлупу, которой мы стараемся отгородиться от жёстких и агрессивных воздействий внешнего мира.

Получается, что сознание представляет собой нечто вроде яйца Кощея Бессмертного, в котором игла – это Я, содержимое яйца – мировоззрение, а скорлупа – восприятие мира. Яйцо, как известно, прячется в утке, утка в зайце, а заяц в ларце. Это символически указывает на то, что наше сознание является внутренним содержанием тел, которые входят друг в друга наподобие матрёшек. Так народная мудрость в иносказательной форме передаёт глубинное строение человека. Здесь тот самый намёк, добрым молодцам урок, которых так много разбросано в дошедших до нас древних сказаниях.

***

Чтобы более детально описать мироустройство и наше место в нём с точки зрения принципа троичности, мы сформулируем основные положения в виде тезисов. Если держать под руками таблицу Человека и Вселенной, почаще заглядывая в неё, то глубокомысленные, на первый взгляд, высказывания покажутся достаточно простыми и вполне доступными для понимания. Да и в остальных случаях, когда речь заходит о наших многочисленных телах и различных уровнях мироздания, очень желательно пользоваться этой таблицей в качестве ненаглядного пособия. Попробуй прикоснуться к духовной реальности, скрытой за словами нашего несовершенного языка, прочувствуй сердцем то, что невозможно передать на бумаге. Если тебе это удастся, ты испытаешь незабываемое ощущение внутреннего единства с мирозданием, переполняющее душу Человека Вселенной!

***

Вселенная – это единство вещественного, срединного и небесного миров.

Вселенная – это непосредственное проявление Всеобщей Реальности.

Вселенная – это сочетание биосферы, ноосферы и космосферы.

Вещественный мир состоит из трёх царств природы: материи, энергии и информации.

Вещественный мир управляется сознанием биосферы.

Срединный мир состоит из трёх человеческих царств: стремлений, эмоций и идей.

Срединный мир управляется сознанием ноосферы.

Небесный мир состоит из трёх царств Творца: Истины, Могущества и Благодати.

Небесный мир управляется сознанием космосферы.

***

Человек – это единство телесного, душевного и духовного начал.

Человек – это непосредственное проявление индивидуальной реальности.

Человек – это сочетание подсознания, самосознания и сверхсознания.

Телесное начало человека состоит из трёх тел – физического, энергетического и информационного.

Телесное начало человека есть проявление животного Я.

Телесное начало человека управляется сознанием животного – подсознанием.

Душевное начало человека состоит из трёх тел – воли, сердца и разума.

Душевное начало человека есть проявление сознающего Я.

Душевное начало человека управляется сознанием личности – самосознанием.

Духовное начало человека состоит из трёх тел – Свободы, Мудрости и Счастья.

Духовное начало человека есть проявление Высшего Я.

Духовное начало человека управляется сознанием сущности – сверхсознанием.

***

Телесное начало человека обитает в вещественном мире.

Подсознание человека является единицей биосферы.

Душевное начало человека обитает в срединном мире.

Самосознание человека является единицей ноосферы.

Духовное начало человека обитает в небесном мире.

Сверхсознание человека является единицей космосферы.

***

Царство материи даёт человеку физическое тело, или внешний облик.

Царство энергии даёт человеку энергетическое тело, или жизненную силу.

Царство информации даёт человеку информационное тело, или телесное здоровье.

Царство стремлений даёт человеку тело желаний, или волю.

Царство эмоций даёт человеку тело чувств, или сердце.

Царство идей даёт человеку тело мышления, или разум.

Царство Могущества даёт человеку тело причин и следствий, или Свободу.

Царство Истины даёт человеку тело духовного опыта, или Мудрость.

Царство Благодати даёт человеку тело небесной любви, или Счастье.

***

Вещественный мир наделяет своих детей сознанием животного – подсознанием.

Срединный мир наделяет своих детей сознанием личности – самосознанием.

Небесный мир наделяет своих детей сознанием сущности – сверхсознанием.

Вещественный мир даёт своим детям возможность самовоспроизведения.

Срединный мир даёт своим детям возможность сотрудничества.

Небесный мир даёт своим детям возможность совершенствования.

Как образ вселенной, человек обладает девятью телами.

Как образ вселенной, человек обладает тремя сознаниями.

Как образ вселенной, человек способен самовоспроизводиться, сотрудничать и совершенствоваться.

***

Человек – это клетка природы, единица общества и венец творения.

НАЗАД                                            ОГЛАВЛЕНИЕ                                          ВПЕРЁД

Copyright © 2014 Vladimir Minkin. All Rights Reserved.